В 1951 году автомобильный рынок США не мог предложить Сэму и Джорджу Баррисам ничего стоящего, поэтому свою первую машину они «выкроили» себе сами. Купив новенький Mercury, эти механики-самоучки проделали с ним такое, что и в страшном сне не приснилось бы добропорядочному американцу. Мало того, что они «зачопили» (занизили) крышу купе, так еще и оттяпали от оной изрядную часть в середине. Выглядело это неожиданно, только на коммерческий успех претендовало вряд ли. Однако уже через пару недель в дверях мастерской возник человек, страстно желавший заполучить такую же «полутаргу». А затем любители эксклюзива осадили Баррисов «по-тяжелой»…

Основу современного кастомайзинга, смешение различных стилей, Джордж Баррис заложил еще в своих первых проектах. Сочетая несочетаемое, он добивался такого эстетического эффекта в своих автомобилях, что люди готовы были отдать за них свои души. Гениальный инженер, художник и постановщик шоу, Джордж Баррис работал не только на опережение своего времени – он также был в ответе за повсеместную эволюцию кузовных мастерских в полноценные кастом-ателье. Репутация этого человека так велика, что продолжает влиять на автомобильный мир даже после его смерти. Дабы еще раз почтить талант мистера Барриса, мы бы хотели представить тебе, дорогой читатель, несколько удивительных проектов из его огромного наследия.

Икона стимпанка

Современные дизайнеры и авторы комиксов вовсе не придумывают новые авто, работая в стиле «стимпанк». Для этого прекрасно подходят машины 50-х годов, которыми изобилуют старые фотографии. Конъюнктурщики перелицовывают дизайн «детройтского барокко», а художники-экстремалы вдохновляются работами Джорджа Барриса. Потому что именно они максимально близки к тем автомобилям, на которых перемещались бы люди, застопорись человечество на рубеже XIX и XX веков. Во всяком случае, так думают многие иллюстраторы, что делает Барриса ответственным не только за изобретение авторского стиля в строительстве кузовов. Оказывается, «отец кастомайзинга» нафантазировал «декораций» еще и на целое направление в искусстве: картины, книги, комиксы, посвященные стимпанку, – все это несет на себе печать его рук.

1 / 7

Гладкая наружность скрывала в Hirohata Merc истинное «чудовище Франкенштейна»: радиаторная решетка тут была нарощена за счет дополнительных зубьев от Chevrolet; переднюю оптику Баррис заимствовал от Ford 52’, а заднюю – от Lincoln Capri; колеса были оснащены традиционными для Cadillac колпаками-сомбреро.

2 / 7

Гладкая наружность скрывала в Hirohata Merc истинное «чудовище Франкенштейна»: радиаторная решетка тут была нарощена за счет дополнительных зубьев от Chevrolet; переднюю оптику Баррис заимствовал от Ford 52’, а заднюю – от Lincoln Capri; колеса были оснащены традиционными для Cadillac колпаками-сомбреро.

3 / 7

Гладкая наружность скрывала в Hirohata Merc истинное «чудовище Франкенштейна»: радиаторная решетка тут была нарощена за счет дополнительных зубьев от Chevrolet; переднюю оптику Баррис заимствовал от Ford 52’, а заднюю – от Lincoln Capri; колеса были оснащены традиционными для Cadillac колпаками-сомбреро.

4 / 7

Гладкая наружность скрывала в Hirohata Merc истинное «чудовище Франкенштейна»: радиаторная решетка тут была нарощена за счет дополнительных зубьев от Chevrolet; переднюю оптику Баррис заимствовал от Ford 52’, а заднюю – от Lincoln Capri; колеса были оснащены традиционными для Cadillac колпаками-сомбреро.

5 / 7

Гладкая наружность скрывала в Hirohata Merc истинное «чудовище Франкенштейна»: радиаторная решетка тут была нарощена за счет дополнительных зубьев от Chevrolet; переднюю оптику Баррис заимствовал от Ford 52’, а заднюю – от Lincoln Capri; колеса были оснащены традиционными для Cadillac колпаками-сомбреро.

6 / 7

Гладкая наружность скрывала в Hirohata Merc истинное «чудовище Франкенштейна»: радиаторная решетка тут была нарощена за счет дополнительных зубьев от Chevrolet; переднюю оптику Баррис заимствовал от Ford 52’, а заднюю – от Lincoln Capri; колеса были оснащены традиционными для Cadillac колпаками-сомбреро.

7 / 7

Гладкая наружность скрывала в Hirohata Merc истинное «чудовище Франкенштейна»: радиаторная решетка тут была нарощена за счет дополнительных зубьев от Chevrolet; переднюю оптику Баррис заимствовал от Ford 52’, а заднюю – от Lincoln Capri; колеса были оснащены традиционными для Cadillac колпаками-сомбреро.

Одним из самых знаменитых проектов такого рода стал Hirohata Merc. Это была улучшенная копия того «топ-чопа», который братья Баррисы сделали для личного пользования. Заказчиком выступил некий Боб Хирохата, в честь которого и назвали автомобиль.

Донором для Hirohata Merc оказалось точно такое же купе Mercury 51’. Почему донором? Все дело в том, что на железном теле этой машины не нашлось даже квадратного дюйма, не подвергшегося изменениям. Каждая линия кузова, каждый угол были сглажены настолько, что являлись естественным продолжением штрихов предыдущих. Разительный контраст в облике авто являли колесные арки: открытые передние и глухие задние, что вместе с заниженной подвеской вызывали эффект «лопнувшего глаза» – именно до тех пор люди готовы были смотреть на Hirohata Merc. Даже невзрачный основной колер, бледно-зеленый, повторенный аэрографом 30 раз, сделал автомобиль похожим на фантастический леденец. Стоит ли говорить, что на выставке Motorama 1952 не было автомобиля притягательнее?

1 / 3

Кастом-кар Hirohata Merc менял владельцев несколько раз. В 1955 году он снялся в голливудской картине «Running Wild», а затем долгие годы использовался как «everyday-car», и даже несколько раз перекрашивался. В итоге машина досталась Petersen Auto Museum, где ей вернули первоначальный облик.

2 / 3

Кастом-кар Hirohata Merc менял владельцев несколько раз. В 1955 году он снялся в голливудской картине «Running Wild», а затем долгие годы использовался как «everyday-car», и даже несколько раз перекрашивался. В итоге машина досталась Petersen Auto Museum, где ей вернули первоначальный облик.

3 / 3

Кастом-кар Hirohata Merc менял владельцев несколько раз. В 1955 году он снялся в голливудской картине «Running Wild», а затем долгие годы использовался как «everyday-car», и даже несколько раз перекрашивался. В итоге машина досталась Petersen Auto Museum, где ей вернули первоначальный облик.

Особенности:

Кроме того, что Джордж Баррис плевать хотел на стилистические стандарты в автобизнесе, он еще и с речевыми оборотами поступал очень уж вольно. Совмещать несовместимое было его любимой игрой. Так, поместив под капот Hirohata Merc вместо оригинального двигателя Mercury более мощный агрегат от Cadillac, Баррис за глаза нарек проект «Mercillac». По этой же схеме на свет появились такие «гибриды», как Fordillacs и Studillacs. То есть автомобиль мистера Хирохаты не только являлся самым эксклюзивным в своем времени, но и был прародителем целого класса сленговых словечек.

Ядреный пикап

После блистательного показа Hirohata Merс уехал в закат вместе с его владельцем, и Баррис вдруг осознал, что не имеет на руках ни одного шоу-кара. Это не отменяло славы, почета и уважения, которые он с братом заслужил своими работами, но для привлечения богатых клиентов нужно было что-то еще, своего рода наживка, увидев которую эстеты-любители не покинули бы Джорджа без персонального «кусочка счастья». Подобную функцию мастер возложил на проект Kopper Kart.

1 / 6

Основным цветом корпуса машины являлся жемчужно-белый. Рыжие вставки были нарочито яркими, оправдывая название Kopper Kart (англ. copper – «медный»). Покрытие обода радиаторной решетки и фар имитировало ржавчину.

2 / 6

Основным цветом корпуса машины являлся жемчужно-белый. Рыжие вставки были нарочито яркими, оправдывая название Kopper Kart (англ. copper – «медный»). Покрытие обода радиаторной решетки и фар имитировало ржавчину.

3 / 6

Основным цветом корпуса машины являлся жемчужно-белый. Рыжие вставки были нарочито яркими, оправдывая название Kopper Kart (англ. copper – «медный»). Покрытие обода радиаторной решетки и фар имитировало ржавчину.

4 / 6

Основным цветом корпуса машины являлся жемчужно-белый. Рыжие вставки были нарочито яркими, оправдывая название Kopper Kart (англ. copper – «медный»). Покрытие обода радиаторной решетки и фар имитировало ржавчину.

5 / 6

Основным цветом корпуса машины являлся жемчужно-белый. Рыжие вставки были нарочито яркими, оправдывая название Kopper Kart (англ. copper – «медный»). Покрытие обода радиаторной решетки и фар имитировало ржавчину.

6 / 6

Основным цветом корпуса машины являлся жемчужно-белый. Рыжие вставки были нарочито яркими, оправдывая название Kopper Kart (англ. copper – «медный»). Покрытие обода радиаторной решетки и фар имитировало ржавчину.

Идея была проста: взять утилитарный пикап и переделать его таким образом, чтобы даже дремучий реднек не вздумал бы возить на оном навоз. Создание такой машины заняло несколько лет, и впервые Джордж продемонстрировал ее возможности лишь в 1956-м. К тому времени Сэм ушел из бизнеса, и ателье с Barris Brother’s Custom Shop сменило вывеску на Barris Kustom Industries. Не миновала любимая игра слов и новый проект Джорджа – Kopper Kart. Изначально название идентифицировало в нем «медную тележку», но заменив буквы «С» на «К» в начале слов, Баррис получил непереводимую фразу.

В пикапе Chevrolet 55’ кастомайзер свел на нет практическую функциональность, чтобы подчеркнуть его эстетические качества. Для этого подвеска машины была занижена на 14 дюймов, крыша урезана на 4 дюйма, а грузовая платформа – задраена наглухо. В ней разместился дополнительный топливный бак. Под капотом также был проведен ряд серьезных модификаций, к примеру, форсирован 6-цилиндровый двигатель. Все кузовные выштамповки, молдинги и прочий декор были сделаны вручную. Также в салоне авто были установлены фонограф и портативный телевизор.

Особенности:

Баррис использовал Kopper Kart в качестве личного транспорта до 1960 года. Разъезжая в этом «грузовичке» по окрестностям Лос-Анджелеса, он рекламировал себя и свой бизнес. Машина вызывала бурю восторгов у прохожих, так что когда Джордж разместил объявление в журнале Motor Trend, покупатели себя ждать не заставили. В середине 60-х след машины потерялся – на радость подражателям. Ныне Kopper Kart является одним из немногих творений Д. Барриса, не переживших своего создателя.

Пляжный транспорт

Любое, даже самое скучное занятие можно превратить в развлечение. Данная аксиома легла в основу многих кастом-проектов Барриса. На кой ляд, к примеру, тащить на себе тяжеленную доску для серфинга, если можно этот процесс моторизировать? Но Джордж не был бы самим собой, если бы не превратил безыскусную тележку в кичливый и удивительный транспорт.

В качестве декора этого багги Джордж использовал старинные «тюдоровские» фонари – так и вижу разомлевших британских аристократов, выбравшихся на прогулку за рулем Surf Woody…

По сути, Surf Woody являлся заправским автомобилем марки Barris Kustom Industries, если бы оная существовала. Но производственных мощностей у Баррисов не было, что, впрочем, не мешало Джорджу строить машины из подручных материалов. Не для обвала рынка, а скорее всего, потехи ради, он сконструировал авторский пляжный багги, который был настолько удачен, что годился и для серийного производства.

В качестве декора для этого багги Джордж использовал старинные «тюдоровские» фонари – так и вижу разомлевших британских аристократов, выбравшихся на прогулку за рулем Surf Woody…

Рама Surf Woody была сварена из дюралевых трубок сечением ⅝. Листовая платформа крепилась к ней на восьми болтах. Боковые панели из гавайского ореха служили одновременно и частью корпуса, и украшением. Кресла для экипажа были сделаны в виде пары шезлонгов, а функцию топливного бака выполнял пивной бочонок на 11 галлонов.

1 / 3

В качестве декора для этого багги Джордж использовал старинные «тюдоровские» фонари – так и вижу разомлевших британских аристократов, выбравшихся на прогулку за рулем Surf Woody…

2 / 3

В качестве декора для этого багги Джордж использовал старинные «тюдоровские» фонари – так и вижу разомлевших британских аристократов, выбравшихся на прогулку за рулем Surf Woody…

3 / 3

В качестве декора для этого багги Джордж использовал старинные «тюдоровские» фонари – так и вижу разомлевших британских аристократов, выбравшихся на прогулку за рулем Surf Woody…

Единственным неавторским элементом в оснащении Surf Woody оказался двигатель от Ford Cobra с воздушным охлаждением. Агрегатировался он с АКПП Hurst Dual-Gate. В этом багги также были установлены независимая подвеска и дисковые тормоза Airhert на передних колесах. Двойные «драговые» слики дали багги сверхширокую колею – 66 дюймов спереди и 87 дюймов сзади, что позволяло пропахать даже самый рыхлый песок в поисках лучшего пляжа. Сами «серфы» располагались на крыше.

Особенности:

В мире авторских переделок Surf Woody был подобен единорогу – о нем говорили все, но мало кто его видел. Баррис построил эту машинку в 1965 году, и с тех пор ее след потерялся в бесчисленной череде владельцев. В наши неспокойные дни, когда любой эксклюзив представляет собой антикварную ценность, этот багги по-прежнему считается утерянным.

СуперВэн

После триумфальных рейтингов Batmobile, в который Баррис перекроил нефотогеничный Lincoln Futura, перед отцом кастомайзинга сама собой выстроилась дорога из желтого кирпича, приведшая его в Голливуд. Выполняя заказы для различных фильмов, а также тех актеров, кто мог оплатить его услуги, Джордж не забывал мастерить что-нибудь для души. Так, в 1966-м он взялся модифицировать Dodge Sportsman Van. Этот проект Баррис не собирался откладывать в долгий ящик, так как предвидел, что вскоре утилитарные «буханки» войдут в моду – каждый будет кроить во что горазд, и самому мастеру заниматься этим станет неинтересно.

1 / 6

Приводит в действие сей аппарат 318-кубовый движок V8, агрегированный механической коробкой передач.

2 / 6

Приводит в действие сей аппарат 318-кубовый движок V8, агрегированный механической коробкой передач.

3 / 6

Приводит в действие сей аппарат 318-кубовый движок V8, агрегированный механической коробкой передач.

4 / 6

Приводит в действие сей аппарат 318-кубовый движок V8, агрегированный механической коробкой передач.

5 / 6

Приводит в действие сей аппарат 318-кубовый движок V8, агрегированный механической коробкой передач.

6 / 6

Приводит в действие сей аппарат 318-кубовый движок V8, агрегированный механической коробкой передач.

Джордж закончил проект к 1969 году, в преддверии Лета Любви, и снова опередил события. «Хипповозки» VW Transporter по сравнению с этим футуристичным концептом казались такими же безнадежными, как букет несвежих ромашек на первом свидании. Баррис сделал свой Dodge практически симметричным, отчего кабину с кормой легко было перепутать. Двери в этом авто отсутствовали как класс, что лишь усугубляло неразбериху. Их функции выполняли… стекла: V-образное лобовое и панорамное боковое. Да, внутрь попасть было не так-то просто, зато интерьер мог побаловать гостя вращающейся круглой кроватью, телевизором, уютными люстрами и глухой плюшевой драпировкой. Баррис и имя такому минивэну придумал соответствующее: Love Machine. Хотя вместо популярного тогда рок-н-ролла эта «машина любви» исповедовала иную религию, диско, о чем свидетельствовал подвешенный к потолку зеркальный шар. А ведь модной она станет очень и очень нескоро.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Конечно, столь яркий автомобиль ждала не менее насыщенная карьера в кино и на телевидении. В сериале «Supervan» (1977 г.) ему была отведена роль главной звезды по имени «Vandora». В качестве антуража он снимался в таких фильмах, как «Solar Crisis», «Sea Quest» и «Back in the Future II», а также в TV-ленте «Condor». Вместе с пришедшей известностью изменилось и имя модели. Все стали звать ее SuperVan.

Особенности:

В 90-х след «кинозвезды» потерялся, но в 2003 году он возник в Брэдфорде, штат Онтарио. Местная Гильдия реставраторов автомобилей взялась за восстановление этого кастом-проекта. Когда все работы были завершены, SuperVan совершил небольшой вояж по Канаде, а после был выставлен на продажу в коллекционной галерее Barrett-Jackson, где его оценили в $63 000.

Стиль и скорость

Изобретать диковинные штуки – задача для не для слабонервных, особенно если у тебя в заказчиках ходят эксцентрики из Голливуда и фрики-промышленники. И все же, несмотря на то, что львиная доля заказов уходила на плюшевые автомобильчики или гротескные объекты, Джордж Баррис в своем творчестве любил «поиграть мускулами». Для этого подходил любой «масл-кар», ибо «отец кастомайзинга» мог улучшить даже образец технического и дизайнерского совершенства.

1 / 8

В комплектацию Oldsmobile Toronado по версии Джорджа Барриса входит: гидроусилитель руля и тормозов, гидравлическая трансмиссия, электрические стеклоподъемники, кондиционер, передние кресла с вращающимся механизмом.

2 / 8

В комплектацию Oldsmobile Toronado по версии Джорджа Барриса входит: гидроусилитель руля и тормозов, гидравлическая трансмиссия, электрические стеклоподъемники, кондиционер, передние кресла с вращающимся механизмом.

3 / 8

В комплектацию Oldsmobile Toronado по версии Джорджа Барриса входит: гидроусилитель руля и тормозов, гидравлическая трансмиссия, электрические стеклоподъемники, кондиционер, передние кресла с вращающимся механизмом.

4 / 8

В комплектацию Oldsmobile Toronado по версии Джорджа Барриса входит: гидроусилитель руля и тормозов, гидравлическая трансмиссия, электрические стеклоподъемники, кондиционер, передние кресла с вращающимся механизмом.

5 / 8

В комплектацию Oldsmobile Toronado по версии Джорджа Барриса входит: гидроусилитель руля и тормозов, гидравлическая трансмиссия, электрические стеклоподъемники, кондиционер, передние кресла с вращающимся механизмом.

6 / 8

В комплектацию Oldsmobile Toronado по версии Джорджа Барриса входит: гидроусилитель руля и тормозов, гидравлическая трансмиссия, электрические стеклоподъемники, кондиционер, передние кресла с вращающимся механизмом.

7 / 8

В комплектацию Oldsmobile Toronado по версии Джорджа Барриса входит: гидроусилитель руля и тормозов, гидравлическая трансмиссия, электрические стеклоподъемники, кондиционер, передние кресла с вращающимся механизмом.

8 / 8

В комплектацию Oldsmobile Toronado по версии Джорджа Барриса входит: гидроусилитель руля и тормозов, гидравлическая трансмиссия, электрические стеклоподъемники, кондиционер, передние кресла с вращающимся механизмом.

Одним из самых известных его творений стала серия модифицированных купе Oldsmobile Toronado 67’. Заказчиком тогда выступила корпорация Canada’s Imperial Oil, пожелавшая выкатить на выставку в Монреале несколько действительно уникальных автомобилей. Чтобы придать моделям соответствующий вид, Баррис серьезно «подшаманил» их переднюю и заднюю часть, а также расширил колесные арки, осыпав все это дело килограммами хрома. Бесконечно длинные изгибы Toronado получил не только за счет затейливого рельефа корпуса, но и благодаря увеличенной до 134 дюймов колесной базе.

По той же причине салон купе мог успешно конкурировать с лимузином, ведь полукруглый диван, шкаф с мини-баром и офисный столик наличествуют далеко не в каждом легковом автомобиле. Эксперты считают Oldsmobile Toronado если не лучшим кастом-проектом Д. Барриса, то входящим в их первую десятку. Всего было построено четыре такие машины. В наши дни стоимость каждой колеблется от $99 000 до $260 000.

Другим образчиком «экстремальной моды» является родстер Dodge Daroo I. Джордж создал его в рамках партнерского соглашения, заключенного с Barris Kustom Industries автомобильным концерном Chrysler. Из полученной для экспериментов серийной модели Dart Баррис сотворил «самое радикальное авто, построенное на платформе A-body». Так представители концерна заявили на Женевском автосалоне 1968 года, и никто не решился с ними в этом поспорить.

1 / 5

Dodge Daroo I во всей красе

2 / 5

Dodge Daroo I во всей красе

3 / 5

Dodge Daroo I во всей красе

4 / 5

У «Дротика» существовал также уродливый брат-близнец, Dodge Daroo II, который сделал другой дизайнер по фамилии Браунли. В работе он придерживался общей идеи Барриса, но интерпретировал ее по-своему. В итоге концепт не постиг и десятой доли успеха своего предшественника.

5 / 5

У «Дротика» существовал также уродливый брат-близнец, Dodge Daroo II, который сделал другой дизайнер по фамилии Браунли. В работе он придерживался общей идеи Барриса, но интерпретировал ее по-своему. В итоге концепт не постиг и десятой доли успеха своего предшественника.

Используя традиционные приемы вроде усечения верхних плоскостей и подвески, Баррису удалось опробовать ряд новых фишек. Заказчик желал, чтобы этот проект являлся своего рода стилизацией дротика, летящего в цель. Для этого Джордж соответствующим образом подрихтовал Daroo I «физиономию», а боковые стекла-спойлеры имитировали «оперение». С мотором на 383 кубических дюйма (6,3 литра) этот «дротик» стремился к цели быстрее ветра, в чем не раз убеждались тест-пилоты Chrysler. Интерьер этого родстера, включая кресла, приборную панель и даже элементы декора, был изготовлен на заказ несколькими специализированными ателье. Конечный результат настолько понравился заказчику, что концерн продлил срок его участия в ведущих автосалонах мира еще на год – то есть Chrysler два сезона подряд выставлял Dodge Daroo I в качестве эксклюзивной новинки! Подобные прецеденты случаются нечасто и дорого стоят!

Особенности:

Автомобили уровня Daroo I и Toronado 67’ выделялись даже среди мускулистых концептов. Но, в отличие от поделок брендовых производителей, которые и мотор не в каждый кузов удосуживались поставить, выставочные экземпляры Джорджа Барриса всегда были готовы к пробегу. За это Джон Траволта и признался «отцу кастомайзинга», что считает их похожими на диких зверей.

Эпилог

В многочисленных биографиях и очерках, посвященных Джорджу Баррису, большая часть акцентов расставлена на том, что это – человек «self-made», то есть сделавший себя сам. Несомненно, выдающиеся таланты и особое эстетическое восприятие предмета вознесли карьеру мистера Барриса на головокружительную высоту. Он на личном примере стал воплощением Американской Мечты – явления, которого, возможно, никогда и не существовало на самом деле. Но не стоит забывать, что он еще создавал великолепные, дерзкие, выдающиеся, уникальные, стремительные, сочные автомобили (даже чертову тучу автомобилей), которые навсегда изменили облик нашей с тобой, читатель, действительности. Пламенное Viva! таким героям.

Источник: http://www.kolesa.ru/article/tuning-auto/

Добавить комментарий

Навигация по записям