Тема освоения Марса на протяжении десятилетий будоражит лучшие умы человека, а в последнее время она уверенно закрепилась в статусе «горячей». Стоит послушать некоторых специалистов, и создается впечатление, что уже совсем скоро уроженцы Земли будут бороздить просторы Красной планеты на электромобилях Tesla.
Однако многие игнорируют тот факт, что ученые до сих пор не решили целый ряд проблем, которые ставят под вопрос марсианскую программу: космическое излучение, огромные расстояния, проблемы физической и психологической адаптации людей. Поэтому человечеству остается лишь смотреть фильмы, вроде комедийной истории с Мэттом Дэймоном про китайцев, изоленту и картошку в дерьме, ну и играть в Surviving Маrs.
Surviving Маrs — это новое детище болгарской студии Haemimont Games, которая прославилась благодаря Imperium Romanum, Grand Ages: Rome и последними частями Tropico. Все это градостроительные симуляторы и экономические стратегии, и новая игра идет по тем же стопам, но пытается выехать за счет темы.
В начале игроку предлагают выбрать уровень сложности, который замаскирован под название космической программы. При выборе самого легкого придется играть за международную миссию по освоению Марса, а на максимальном — за Россию. В центр списка также затесалась частная компания Space Y (как тебе такое, Илон Маск?).
Далее следует определиться с местом десантирования. Здесь можно выбрать из заранее предложенных вариантов или избрать любой случайный. Они отличаются по количеству ресурсов и метеоритной активностью. После чего начинается первая фаза освоения планеты.
На старте доступно несколько дронов — разведывательный, грузовой и особый модуль, который контролируют более мелких строительных роботов в определенном радиусе. Им предстоит отстроить первоначальную инфраструктуру, подготовив все необходимое для колонистов. Для этого нужно наладить производство воды, воздуха и энергии. Базовым ресурсом для работ также служит бетон, который добывается в карьерах.
Но по какой-то непонятной причине роботы не могут добывать металл — максимум можно лишь собирать небольшие залежи на поверхностях. То же самое можно сказать и о запчастях, полимерах и так далее. На металлургической фабрике, шахтах и заводах же могут трудиться исключительно люди (автономно работает только фабрика бетона). Поэтому на первых порах приходиться рассчитывать исключительно на доставленные с Земли запасы.
Если позволяет бюджет, выделенный на программу, то можно прислать дополнительные ракеты с нужной продукцией, запасными дронами, а также со спутниками и целыми зданиями-модулями. Особенно выручает генератор энергии, так как солнечные панели и ветряки становятся эффективными только в больших количествах.
Основная механика строительства практически полностью скопирована из SimCity и подобных игр. У каждой постройки существуют определенные потребности. От генераторов к зданиям нужно прокидывать провода, от колодцев и фабрик по производству кислорода — трубопроводы (вода и воздух подаются через единую систему). Кроме того, необходимо озаботиться полигонами для сбора шлака и площадками для грузов. Произведенные товары — не какое то эфемерное значение, вы их реально видите на локации. Если нужно что-то построить, сначала дроны должны в нужное место доставить определенное количество ресурсов.
Как только все необходимые условия будут сформированы, стартует этап колонизации. Для этого нужно заказать на Земле ракету, задав параметры населения: возраст, гендерное соотношение, распределение специалистов и так далее. Как уже говорилось выше, люди могут функционировать только в небольшом радиусе от куполов, внутри которых позволено возводить различные постройки: школы, бары, фабрики, парки, фитнес-центры… Колонисты также будут предъявлять определенные претензии по местам работы, условиям жизни. Кроме того, постепенно они начнут получать перки. Как положительные («знаменитость» позволяет привлекать больше инвестиций), так и негативные (продуктивность «алкоголика» значительно ниже обычного рабочего).
Все вышесказанное — достаточно упрощенное перечисление основных забот, которое ясно дает понять, что с течением времени ответственность будет только возрастать. В Surviving Mars даже есть древо умений, которое при запуске каждой новой игры формируется случайным образом. Это довольно типичная картина, однако удобный интерфейс способен облегчить задачу. Как жаль, что эта игра им обделена.
На обзор была предоставлена PS4 версия, и это один из худших примеров портирования проекта, изначально заточенного под PC. Игрок будет постоянно путаться в различных меню, а некоторые вещи, вроде управления роботами, чересчур усложнены.
Некоторые вещи вообще никак не адаптированы под геймпад. Скажем, мы открываем панель здания и видим горизонтальный ряд из кнопок, на которые нельзя нажать: для консольщиков добавили рядом отдельный столбик из обозначений кнопок на геймпаде, никак не соотносящийся с меню. Кроме того, очень трудно понять, сработала ли команда вообще или нет.
Трагедии добавляет и то, что игра излишне зациклена на микроменеджменте. В колонии постоянно происходят какие-то эксцессы. То занесет песком солнечную панель, то провод порвется, то дрона раздавит метеорит. Ресурсы имеют неприятное свойство заканчиваться, поэтому нужно постоянно отправлять беспилотники в отдаленные уголки карты и возводить новые жилые сектора. Однако они не могут далеко отъехать, ибо у них могут разрядиться батареи. Кроме того, мелкие дроны функционируют исключительно в рамках передвижного и стационарного центров управления.
Купола невозможно объединить в сеть, хотя для роботов можно проложить подземные туннели. Тут хочется вспомнить Aven Colony, в которой поступили намного проще: можно было создавать крытые коридоры позволяя вокруг основного населенного пункта отстраивать города-спутники.
Финальным аккордом является то, что Surviving Маrs — попросту скучная игра, которая не предлагает никакого особого разнообразия ни в плане локаций, ни в плане геймплея. Взяв за основу Красную Планету, Haemimont Games загнали себя в тупик: сплошные оранжевые пески и камни быстро вгоняют в депрессию. Опять-таки, Aven Colony хотя бы имела несколько биомов, пусть и довольно стандартных.
Одержимость мелочами также гробит проект, потому что она не всеобъемлющая. Когда основной геймплей надоест, игрок начнет задавать крайне неудобные вопросы. Почему провода разбросаны просто по земле, когда их можно было закопать? Почему склады представляют из себя обычные площадки на открытом воздухе, хотя в игре есть бури? Почему люди могут гулять только рядом с куполами, ведь они способны допрыгать приличное расстояние от ракет?
***
Surviving Маrs на PS4 можно рекомендовать только наиболее преданным фанатам темы освоения Марса. Для всех остальных есть куда более любопытные представители жанра. Если вы играете на PC, то можете поднять оценку на один балл, а консольную версию лучше вообще обходить стороной. Несмотря на оптимизацию и высокое разрешение на PS4 Pro, управление и интерфейс отпугнут даже самого упорного геймера.
Источник: