«Главная проблема цитат в интернете в том, что все безоговорочно верят в их авторство» В.И. Ленин. Эта шутка хорошо описывает то, как обычные пользователи воспринимают информацию, полученную из сети. Как бы мы ни старались быть бдительными, некоторые вещи просачиваются в наш мозг, минуя все фильтры критики. Именно на этом играют маркетологи, которые давно научились не предлагать рекламу в лоб (хотя и это они регулярно делают), а располагать её между строк.А еще, благодаря этому эффекту, интернет стал раздольем для черного пиара. Если раньше это понятие ассоциировалось только со звездами и политиками, то теперь этим пользуются и в бизнесе, чтобы убрать конкурентов, и даже в личной жизни. Так что представление о том, что это касается только медийных персон – заблуждение. Каждый из нас, зайдя в интернет, может неожиданно увидеть там кучу гадостей про себя или своих детей и близких.
История одного интернет-вымогательства
В 2011 году бизнесмен Юрий Моша эмигрировал в США. Будучи человеком деятельным, он довольно быстро основал новую компанию. Её деятельность была основана на его опыте переезда в Штаты. В процессе миграции Юрий обратил внимания, что нет ни одного агентства, которое предлагало бы комплексное сопровождение в этом деле. Все оказывали только отдельные услуги. Риэлторская контора, кадровое агентство, юридическое бюро, страховщик – всё это были разные заведения.
И тогда Моша создал то, что сам он называет «эмиграция под ключ». То есть клиент сразу получает всё ему необходимое. Со временем компания разрослась, и ее деятельность распространилась на 70 стран мира. И сейчас «Второй Паспорт» – один из лидеров иммиграционной сферы.
Разумеется, как у любого успешного человека, у Юрия Моши находятся недоброжелатели. В один не очень прекрасный момент поисковики массово оказались забиты текстами, содержащими о нем разные гадости. Некоторые фейки маскировались под негативные отзывы и даже выглядели вполне достоверно. Хотя если кто-то начинал задавать вопросы, то автор отзыва тут же начинал путаться в показаниях. Некоторые посты содержали откровенные оскорбления в адрес Юрия. А большинство статей были слеплены настолько коряво, что даже самому непритязательному взгляду видна была фальшивка. Например, фотошоп с Юрием в наручниках. При том, что в этот момент на ютуб канале «Второго Паспорта» выходили прямые эфиры, которые Моша вел, очевидно находясь на свободе.
Но так или иначе, эти лживые обвинения, попадая в топ выдачи поисковиков, начали не лучшим образом влиять на деловую репутацию. На это и был расчет злоумышленников! Через некоторое время Юрию на почту пришло письмо, где шантажисты открытым текстом писали, что устроили эту акцию намеренно и готовы всё удалить за вознаграждение в 20 000$. В противном случае, обещали удвоить количество грязи. Сайтов-однодневок и ботов, которые это размещали, у них явно было предостаточно.
Разумеется, Юрий не стал им платить, а пошел другим путем. Отправил официальное письмо в поисковики с просьбой перестать индексировать фейковую информацию. Гугл почти сразу пошел на встречу. А с Яндексом пришлось судиться в американском суде за право отстоять своё честное имя.
Подавал он иски и на те сайты, где была размещена порочащая его информация. Суды и в Америке, и в России также признали эти сведения недостоверными и вынесли решение удалить их из интернет-источников. Однако, удаляя одни тексты, вымогатели тут же создавали десятки других фейков.
В их базе находится около 1300 сайтов, многие из которых созданы именно для таких целей, а не являются реальными новостными ресурсами. И статьи-фальшивки появлялись там не по одному разу. Фильтры поисковых систем не всегда способны справиться с таким потоком информации и так или иначе она попадает в открытый доступ.
Такой напор объясним! Чем известнее бренд, тем шире резонанс от клеветы, и тем сильнее жертвам черного пиара захочется всё замять. А поскольку компания «Второй Паспорт» – лидер в своей области, то конечно, это лакомая добыча для мошенников. И даже то, что их попытки ни к чему не приводят, не охлаждает их пыл.
Кроме того, не исключено, что они рассчитывают заработать на этом два раза. То есть, пытаются вынудить Юрия Мошу заплатить им деньги, одновременно получая их от его конкурентов. Предприниматель продолжает бороться за своё честное имя и спускать на тормозах это дело не намерен.
Как распознать фальшивую новость?
Читая информацию в интернете, стоит соблюдать элементарную информационную гигиену. Есть несколько признаков того, что вашим сознанием пытаются манипулировать или откровенно лгут вам:
- Автор давит на эмоции. Если после прочтения статьи вы ощущаете острое негодование или, например, желание немедленно кого-нибудь спасать, то присмотритесь, так ли всё прозрачно в истории, которую вам рассказали.
- В статье нет четких данных, а есть только общая канва. Либо это такие данные, которые нельзя проверить.
- Нет ссылок на источники. Либо ссылка только на само издание, где якобы публиковались сведения, о которых идет речь, но нет перехода на конкретную статью.
- Однотипные сообщения, статьи и заметки, массировано появляются в сети за короткое время. С большой долей вероятности, это сделано с помощью ботов и других программных ухищрений.
Защититься от фейков не так уж и сложно, если критично подходить ко всему прочитанному в интернете и доверять разуму и интуиции!